Деловой Петербург (on-line),
25 ноября 2016 г.
Борьба с последствиями спада 1245 просмотров
Темпы роста петербургского страхового рынка падают второй год подряд. Первым ударом для отрасли стало падение рубля: основные расходы в урегулировании претензий на ключевом направлении страхового бизнеса — в автостраховании — привязаны к валюте. Усугубило ситуацию падение покупательной способности населения в связи с ростом цен.
Реальные располагаемые доходы россиян, согласно Росстату, падают уже 22 месяца подряд, за январь–август 2016–го они снизились на 5,8%. Логичным следствием падения доходов стал обвал продаж новых автомобилей: за 9 месяцев этого года в Петербурге было продано 85,9 тыс. новых авто, что на 6% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Кроме того, продолжается сокращение количества туристических поездок за рубеж, оформления ипотечных договоров и других сделок, связанных с заемными средствами, что негативно сказывается на бизнесе страховщиков.
За первую половину 2016 года сборы страховых компаний в Петербурге составили 39,3 млрд рублей, этот показатель на 9% больше по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. В топ–5 по премиям в Петербурге остаются региональные филиалы «РЕСО–Гарантия» (6,5 млрд рублей), «Росгосстрах» (4,7 млрд рублей), СОГАЗ (3,6 млрд рублей), «Ренессанс Страхование» (3,5 млрд рублей) и «Ингосстрах» (2,6 млрд рублей). Выплаты в Петербурге страховщикам удалось сократить с начала года на 6,5%, до 17,5 млрд рублей.
Хотя в целом рынок остается в плюсе, прирост в 9–10% сопоставим с уровнем инфляции и едва ли может считаться реальным ростом, оценивает директор филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Санкт–Петербурге и Ленобласти Игорь Лагуткин. «Сейчас нельзя сказать, что уже пройдена нижняя точка кризиса. Весь 2017 год и 2018 год страховщикам предстоит бороться с последствиями спада на страховом рынке», — прогнозирует заместитель генерального директора СПАО «РЕСО–Гарантия» Дмитрий Большаков.
По итогам года опрошенные страховщики не ожидают существенного роста страховых премий. «Изменения возможны в пределах темпов инфляции. По нашей компании мы ожидаем рост около 12–13%», — поделился прогнозом руководитель Северо–Западного дивизиона группы «Ренессанс страхование» Владимир Тиняков. «Мы ожидаем, что петербургский страховой рынок покажет к концу года умеренный прирост, на уровне 5–7%», — говорит директор Санкт–Петербургского филиала АО «СОГАЗ» Эдуард Яблоков.
Бум страхования жизни
С точки зрения отдельных сегментов, наиболее чувствительно для отрасли оказалось снижение основного розничного рынка страхования — автокаско. По итогам первого полугодия 2016 года в Петербурге премии по каско упали на 7%, до 11,9 млрд рублей. По словам страховщиков, причиной обвала помимо падения продаж автомобилей стали изменения в поведении клиентов, которые ориентируются на более дешевые предложения — каско с франшизой, неполное каско, страхование отдельных элементов и ограниченного числа рисков.
Несмотря на кризис, отдельные сегменты страхования показывают в Петербурге заметный рост. Благодаря банковским кредитным программам сборы по страхованию жизни в Петербурге в первой половине 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли больше чем в 2 раза, до 4,6 млрд рублей. Также за полгода на 30%, до 908 млн рублей, выросли сборы по страхованию грузов. На 20%, до 888 млн рублей, выросли премии по страхованию имущества частных лиц. Относительно стабильной остается ситуация в сегменте ДМС, сборы по которому за полгода составили 6,7 млрд рублей и таким образом остались на уровне прошлого года. Но основным драйвером рынка остается ОСАГО: сборы страховщиков по этому виду страхования в Петербурге за первую половину 2016 года выросли до 7,1 млрд рублей, что на 20% больше, чем в первой половине 2015 года. Сборы по ОСАГО растут благодаря росту тарифов. В апреле прошлого года базовая стоимость полиса ОСАГО выросла примерно вдвое. В результате, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), цена полиса выросла на 56% — с 3530 рублей до 5530 рублей в среднем по стране.
В то же время из–за роста тарифов растут и выплаты: в сентябре 2016 года, по данным РСА, средняя выплата по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32?% и составила 76,121 тыс. рублей. Средняя премия в «автогражданке» практически не увеличивается, и до конца года рост может вообще сойти на нет, опасаются эксперты. Все более серьезной эта ситуация становится из–за роста убыточности ОСАГО во многих регионах из–за автоюристов. Страховщики ОСАГО в 2015 году выплатили клиентам по решению суда 18,4 млрд рублей, подсчитали в РСА. Ожидается, что по итогам 2016 года рост выплат автоюристам вырастет в связи с ростом стоимости сборов по ОСАГО.
В ожидании перемен
Представители рынка надеются, что нормализовать ситуацию в сфере ОСАГО помогут изменения в законодательстве, в том числе переход на натуральную форму возмещения по ОСАГО. Предполагается, что в июле 2017 года вступят в силу поправки, согласно которым страховщики будут сами выбирать форму возмещения для каждого пострадавшего: денежная выплата или ремонт на станции техобслуживания (СТО). Страховщики будут заключать договоры со станциями, а также учитывая, что страховой компании самой, как правило, выгоднее предоставить возмещение в натуральной форме, Минфин рассчитывает, что свыше 90?% страховых случаев в ОСАГО будут урегулироваться ремонтом.
Страховщики рассчитывают, что приоритет натурального возмещения станет ударом для бизнеса автоюристов и снизит убыточность ОСАГО, но в то же время готовятся столкнуться с рядом сложностей на первом этапе введения новых норм. «Повсеместное направление на ремонт автомобилей, при условии что износ в расчете стоимости учитываться не будет, может привести к резкому росту убыточности компаний. А как следствие — к необходимости увеличивать тарифы. Впрочем, в ЦБ считают, что не всякий страховщик сможет получить право отправлять клиентов сразу на ремонт. Это право будет предоставляться лишь самым надежным и не имеющим нареканий к своей деятельности компаниям», — говорит заместитель директора Северо–Западного регионального центра по розничным продажам «Альфастрахование» Николай Егоров. Как отметил директор филиала «ВТБ Страхование» в Петербурге Кирилл Павлов, пока у страхового рынка остается много вопросов к предстоящей реформе: «На чьей стороне останется оплата износа и как будет реализован этот механизм? Как обеспечить наличие сервисного центра в каждом населенном пункте? Как будет контролироваться ценовая политика автомастерских, будут ли предъявляться какие–то требования к сервисным центрам и кто будет контролировать их соблюдение?»
Переход на натуральную форму станет только первым шагом к спасению института ОСАГО, обобщил Дмитрий Большаков. «Либо мы скатимся к огосударствлению этого рынка (и тогда государство берет все расходы по своему социальному проекту, в который превратится ОСАГО), либо все–таки будет принято единственно правильное решение по либерализации тарифов и переходу к рыночным принципам тарификации в этом виде страхования», — рассуждает он.
Помимо стабилизации на рынке ОСАГО в 2017 году страховщики надеются на дальнейший рост страхования жизни, страхования имущества физлиц и ДМС, а также на заметное увеличение продаж страховок через Интернет. «В 2017 году страховой рынок с учетом страхования жизни, вероятнее всего, покажет темпы прироста в диапазоне 10–15%.В розничном страховании наибольший годовой прирост ожидается в секторе страхования имущества граждан. По нашим оценкам, данный сегмент может вырасти на 10% к 2016 году», — считает генеральный директор СПАО «Ингосстрах» Михаил Волков.
«В целом петербургский рынок в 2017 году будет расти, но не слишком большими темпами. Основными драйверами роста останутся ОСАГО (эффект низкой базы от повышения тарифов) и инвестиционное страхование жизни (альтернатива ПИФам и депозитам). Аутсайдерами останутся такие сегменты, как ОС ОПО (из–за снижения тарифов в сентябре 2015 года) и автокаско, поскольку рынок новых автомобилей продолжает уменьшаться, а банки не стимулируют покупку новых авто», — полагает директор Северо–Западного окружного филиала страховой компании «Согласие» Алексей Букин.
Лидером падения в 2017 году станет страхование ответственности — рынок может потерять треть сборов, прогнозирует директор Санкт–Петербургского филиала САО «ВСК» Владимир Пыстин. «Также из принципиальнейших факторов снижения — продолжающееся падение рынка каско, ускоряющееся на протяжении пяти кварталов подряд. Рынок итого останется в диапазоне 0±1?%», — прогнозирует он. В корпоративном секторе также не стоит ждать бурного роста ни по каким сегментам страхового рынка, максимум порядка 5%, а по некоторым видам прогнозируется снижение порядка – 5%, например по страхованию ответственности юридических лиц, включая ОПО, добавил Михаил Волков.
Ожидают игроки и продолжения тренда консолидации рынка. Способствовать уменьшению количества игроков будет введение новых требований. В Думу уже внесены законопроекты, предполагающие увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков. С 1 января 2017 года для тех, кто занимается медицинским страхованием, его планируют повысить с 60 млн до 120 млн рублей. Далее предполагается увеличить минимальный размер капитала остальных страховщиков с 120 млн до 300 млн рублей.
«Последствия этих нововведений будут очень простыми — уход с рынка некоторого количества компаний, которые не смогут выполнить требования ЦБ, — прогнозирует генеральный директор ЗАО «СК «Капитал–полис» Алексей Кузнецов. — Если сегодня на рынке 260 страховых компаний, то в результате таких нововведений ровно через год их останется 200. А через 3–5 лет на рынке останется не более 100 страховых компаний».
Валерия ЛЕБЕДЕВА
Вся пресса за 25 ноября 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Динамика рынка, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|